Кто должен оплачивать жилищно-коммунальные услуги, если квартира принадлежит ребёнку-сироте
Как следует из части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ все граждане и организации обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Никаких исключений данная норма ни для кого не предусматривает. И это вполне логично, поскольку исполнителями жилищно-коммунальных услуг, как правило, являются коммерческими организациями, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Сам договор, на основании которого такие услуги и работы предоставляются потребителям, имеет возмездный характер (ст. 779 ГК РФ, ст. 162 ЖК РФ, п. 6 Правил № 354).
В соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые установлены разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (Правила № 354).
Исключение составляет (не подлежит перерасчету) начисленная плата за:
- коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений (п. 86 Правил № 354);
- коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (п. 88 Правил № 354).
Не подлежит перерасчёту за период временного отсутствия также плата за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, поскольку такие услуги к коммунальным услугам не относятся (ст. 154 ЖК РФ), а также взносы на капитальный ремонт (для собственников жилых помещений).
Пребывание детей-сирот у опекунов, попечителей и в организациях для детей-сирот следует расценивать как временное отсутствие детей в ранее занимаемых жилых помещениях.
Частью 4 статьи 69 Жилищного кодекса РФ установлена самостоятельная ответственность бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающего проживать в этом жилом помещении, по его обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма. Поэтому он вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения. В соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке.
В данном случае имеет смысл обратиться в суд с требованием к бывшим членам семьи ребёнка об установлении порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в жилом помещении, предоставленном нанимателю и членам его семьи по договору социального найма, который предусматривал бы самостоятельную ответственность подопечного по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (имел собственный лицевой счёт и отдельные платёжные документы).
Если жилое помещение принадлежит ребёнку на праве общей долевой собственности, то порядок несения расходов по содержанию такого имущества, находящегося в долевой собственности установлен статьёй 249 Гражданского кодекса РФ, согласно которой каждый участник долевой собственности участвует в уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также в расходах и издержках по содержанию и сохранению имущества соразмерно со своей долей. При этом реализация собственником жилого помещения своего права на оплату жилищно-коммунальных услуг пропорционально принадлежащей ему доле в праве собственности не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия соглашения либо спора с сособственниками жилого помещения. Несение каждым участником общей долевой собственности расходов по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 своего постановления от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» дал следующие разъяснения: В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Семейного кодекса РФ ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.
Статья 2 Семейного кодекса РФ относит к членам семьи: супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных).
Согласно части 2 статьи 71 Семейного кодекса РФ лишение родительских прав не освобождает родителей подопечных от обязанности содержать своего ребенка.
Однако вышесказанное относится лишь к детям, оставшимся без попечения родителей.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определено, что подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшение стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счёт имущества подопечного.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность погашения обязательств недееспособного лица посредством участия в этом попечителя (опекуна), но не возложил на попечителя (опекуна) обязанность нести ответственность за подопечного за свой счет.
Сам же подопечный в силу своего возраста, как правило, собственных доходов ещё не имеет.
На расчётный (номинальный) счёт подопечного может перечисляться пенсия по случаю потери кормильца. Однако в силу пункта 2 статьи 60 Семейного кодекса РФ, указанные средства подопечного должны расходоваться на его содержание, воспитание и образование.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» пенсия по случаю потери кормильца, как и денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, относятся к видам доходов граждан, на которые не может быть обращено взыскание.
Следует также не забывать, что в силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Так часть 1 статьи 28 Закона Вологодской области от 16.03.2015 г. № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» гарантирует детям-сиротам, являющимся собственниками жилых помещений, находящихся на территории Вологодской области, предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения:
- от платы за жилое помещение (взносов на капитальный ремонт);
- от платы за отопление;
- от платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован.
Порядок предоставления мер, установленных статьей 28 указанного закона области, утверждён постановлением Правительством Вологодской области от 29.02.2016 г. № 183. Согласно пункта 18 указанного Порядка возмещение расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, осуществляется казенным учреждением Вологодской области «Центр социальных выплат» (КУ ВО «Центр социальных выплат») по произведенным расходам.
Однако в силу положений части 2 статьи 28 Закона Вологодской области от 16.03.2015 г. № 3602-ОЗ указанные меры социальной поддержки предоставляются при условии, что в жилом помещении подопечного не проживают иные граждане.