Цвета сайта
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Кернинг:
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Тип шрифта:
  • АБВ
  • АБВ
Изображения:
8 (81733) 4-11-23

Часто задаваемые вопросы

1. Как восстановить родительские права?

2. Как подаётся иск о восстановлении в родительских правах?

3. Какие выплаты полагаются опекуну, попечителю на воспитание и содержание подопечного?

4. Как осуществляется защита имущественных прав подопечного?

5. За счёт каких средств опекун осуществляет содержание имущества подопечного?

6. Каким документом утверждаются формы заявлений для включения подопечного в список на получение жилья из специализированного жилищного фонда области? 

7. Какие меры соцподдержки оказываются при оплате жилья подопечного, являющего бывшим членом семьи нанимателя жилого помещения?

8. Освобождены ли дети-сироты от уплаты налога на имущество физических лиц?

 

Как восстановить родительские права?

   Согласно части 1 статьи 72 Семейного кодекса РФ «родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка». Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав.

    Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора (ч. 2 ст. 72 СК РФ). Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям или одному из них (ч. 3 ст. 72 СК РФ). Суд вправе с учётом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

    Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (ч. 4 ст. 72 СК РФ).

    В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении в родительских правах суд направляет выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случае государственной регистрации рождения ребенка многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг - в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту государственной регистрации рождения ребенка для информирования органа записи актов гражданского состояния, в котором хранится соответствующая запись акта о рождении (ч. 5 ст. 72 СК РФ).

    При рассмотрении иска о восстановлении в родительских правах суд, исходя из пункта 1 статьи 72 СК РФ, проверяет, изменились ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, и (или) их отношение к воспитанию ребенка.

    Удовлетворяя иск об отмене ограничения родительских прав (о восстановлении в родительских правах) и о возвращении ребенка родителям (одному из них), суд разрешает вопрос о прекращении взыскания с этих родителей (одного из них) алиментов на ребёнка (Постановление ПВС РФ от 14.11.2017 г. № 44).

Исковое заявление о восстановлении в родительских правах подается в районный суд по месту жительства ответчика, которым является второй родитель или лицо, его заменяющее (опекун, попечитель), приемный родитель или детское учреждение (п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. ст. 24, 28 ГПК РФ).

    В заявлении рекомендуется указать основания для восстановления в родительских правах и приложить документы, доказывающие свою позицию. Если изменились обстоятельства, послужившие основанием для лишения в родительских правах, например, родитель вылечился от алкоголизма, нашел работу, изменил свое поведение, то имеется возможность восстановиться в родительских правах.

Чтобы забрать ребенка у лица, у которого он находится, нужно также указать требование об обязании передать ребенка родителю при восстановлении в родительских правах (п. 3 ст. 72 СК РФ).

    В деле о восстановлении в родительских правах обязательно принимает участие орган опеки и попечительства. Он проводит обследование условий по месту проживания несовершеннолетнего, а также по месту проживания родителя, который желает восстановиться в родительских правах. Заключение органа опеки и попечительства суд будет учитывать наряду с другими доказательствами по делу.

    Исковое заявление о восстановлении родительских прав госпошлиной не облагается (пп. 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

    На рассмотрении дела в суде необходимо представить доказательства тех обстоятельств, которые были указали в исковом заявлении. Если речь идет о лечении от алкоголизма, наркомании, то необходимо представить справки из лечебного учреждения, наркологического диспансера. Также рекомендуется представить все положительные характеристики с места работы, учебы, с места жительства. Требуется доказать, что изменилось и отношение к ребёнку и его воспитанию. Кроме письменных доказательств в таких делах можно использовать свидетельские показания. Свидетели могут рассказать об изменении условий, обстоятельств, а также отношения к воспитанию ребенка. Свидетелями по делу могут быть как родственники, так и просто знакомые лица (п. 1 ст. 72 СК РФ; ст. 55 ГПК РФ).

Вынесенное судом решение можно обжаловать в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Если жалоба не подана, решение вступает в законную силу по истечении указанного срока, в случае ее подачи - после рассмотрения ее судом, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, такое решение вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Образец искового заявления загрузить>>>

 

Какие выплаты полагаются опекуну, попечителю на воспитание и содержание подопечного?

    Всем усыновителям, опекунам и попечителям полагается федеральное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. С 01.02.2019 при передаче одного ребенка на воспитание в семью размер пособия составляет 17 479,73 руб. (ч. 1 ст. 4.2, ст. ст. 12.1, 12.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; п. 1 Постановления Правительства РФ от 24.01.2019 № 32 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году»).

    Указанные размеры пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы (ст. 5 Закона N 81-ФЗ).

    При передаче ребенка в семью, где ранее он находился под опекой (попечительством), пособие усыновителям и опекунам (попечителям) выплачивается повторно (Письмо Минобрнауки России от 08.05.2014 N ВК-911/07).

Также социальные гарантии предусматриваются законодательством Вологодской области.

    Согласно части 1 статьи 21 Закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (принят Постановлением ЗС Вологодской области от 25.02.2015 N 106) денежные средства в размере 10105 рублей предоставляются ежемесячно на содержание проживающих на территории Вологодской области:

  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях, в том числе в приемных семьях;

  лиц из числа указанных детей, обучающихся в общеобразовательных организациях;

  детей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство).

Денежные средства на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях, в том числе в приемных семьях, детей, в отношении которых установлена предварительная опека (попечительство), обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, предоставляются, если указанные дети не находятся на полном государственном обеспечении в данных образовательных организациях.

  Родственникам или другим гражданам с разрешения органов опеки и попечительства во время пребывания в их семьях в период каникул детей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности, расположенных за пределами Вологодской области, выплачиваются денежные средства, если воспитанники не обеспечиваются денежной компенсацией или продуктами питания на период убытия из указанных организаций. Если дети не достигли возраста четырнадцати лет, родственникам (другим гражданам) возмещается стоимость проезда за ними (туда и обратно), но не более 2 раз в течение года, из расчета стоимости проезда в купейном вагоне скорого поезда (ч. 2 ст. 21 Закона № 3602-ОЗ).

    Более подробную информацию о мерах социальной поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством) в семьях (в том числе в приемных семьях), лицам из их числа (до достижения ими возраста 23 лет) можно получить на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области перейти>>>

 

Как осуществляется защита имущественных прав подопечного?

Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного (п. 5 ст. 18 Закона об опеке № 48-ФЗ).

    Опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на причитающие подопечным суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат (ч. 1 ст. 17 Закона об опеке № 48-ФЗ).

    Статьей 37 ГК РФ установлено, что суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечного социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом (то есть доходы от обращения данных денежных средств в кредитных организациях), расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекуну или попечителю также предоставлено право вносить (давать согласие на внесение) денежные средства подопечного в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации (ст. 19 Закона об опеке № 48-ФЗ).

    Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71 СК РФ).

Ребёнок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства (п. 4 ст. 71 СК РФ).

    Таким образом, если вступление в наследство не влечет неблагоприятных имущественных последствий для несовершеннолетнего (например, возложение на него дополнительной ответственности по долгам наследодателя и т.п.), то в случае смерти родителя, лишенного родительских прав, законный представитель подопечного должен обратиться к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не позднее шести месяцев с момента смерти наследодателя (ст. 1153 - 1154 ГК РФ). Если же принятие наследства может привести к умалению имущества подопечного, то следует отказаться от принятия наследства, также обратившись с соответствующим заявлением к нотариусу, получив предварительно разрешение органа опеки и попечительства на отказ от наследства (ст. 37 ГК РФ).

    В отдельных случаях возможен принудительный обмен жилого помещения, занимаемого по договору социального найма ребенком и родителем, лишенным в отношении него родительских прав.

    Если совместное проживание ребенка и родителя, лишенного в отношении него родительских прав, занимающих жилое помещение по договору социального найма, признано судом невозможным, такого родителя могут выселить в судебном порядке (по иску законных представителей ребенка, органа опеки и попечительства или прокурора) без предоставления другого жилья либо, если это предусмотрено законом субъекта РФ, в другое жилое помещение (ч. 3 ст. 72, ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 91 ЖК РФ).

Однако на практике более реализуемым является другой вариант решения жилищного вопроса: Согласно подп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишённых родительских прав в отношении этих детей.

    Таким образом, в силу подп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ проживание на любом законном основании в жилом помещении, принадлежащем детям-сиротам и лицам из их числа граждан, лишённых родительских прав в отношении своих детей, рассматривается в качестве основания невозможности проживания в таком жилом помещении детей-сирот и лиц из их числа. Установленный порядок обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда направлен не только на решение жилищной проблемы лица, но и его социальную адаптацию во взрослой жизни.

    Согласно подп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ проживание в жилом помещении по договору социального найма граждан, лишенных родительских прав в отношении детей-сирот и лиц из их числа, рассматривается как обстоятельство невозможности проживания при условии наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, для признания невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма, его законные представители должны предварительно обратиться в суд с иском о совершении принудительного обмена жилого помещения.

Согласно пункта 5 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. В Вологодской области такой Порядок установления факта невозможности проживания утверждён постановлением Правительства Вологодской области 18.02.2013 г. № 161.

    Согласно пункта 3 Порядка установления факта невозможности проживания законные представители несовершеннолетнего гражданина в течение 30 календарных дней со дня достижения им возраста 14 лет или возникновения по достижении им возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, представляют в Департамент строительства Вологодской области письменное заявление об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.

    

Формы заявлений, направляемых в Департамент строительства Вологодской области установлены следующими нормативно правовыми актами:

Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"

Постановление Правительства Вологодской области от 18.02.2013 N 161 "Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются"

    Кроме того, ребенок (дети в равных долях) в случаях, установленных законом, имеет право на материнский капитал, в том числе (ч. 4, 5 ст. 3 Закона N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"):

- если мать (усыновительница) лишена родительских прав и она являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал;

- если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с законом возникло право на материнский капитал, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал.

Лица, которые имеют право на получение сертификата указаны в пункте 3 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) ка-питал", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 N 1180н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2012 N 23417) (Начало действия редакции - 27.01.2019 г.) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации.

  

Какие меры соцподдержки оказываются при оплате жилья подопечного, являющего бывшим членом семьи нанимателя жилого помещения?

    При временном отсутствии нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членов его семьи в жилом помещении, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491) осуществляется начисление платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые организациями жилищно-коммунального комплекса. Обычно, такие услуги связаны с надлежащим содержанием жилого помещения потребителя или с содержанием общего имущества в многоквартирном доме потребителя. Как правило, начисление платы за такие услуги производится исходя из площади жилого помещения потребителя, поэтому количество граждан, проживающих в данном жилом помещении, на объём начисленной к оплате услуги никакой роли в расчётах не играет. Конкретно жилищное законодательство к таким услугам относит:

    1) услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставляемые по договору управления многоквартирным домом, заключённом в соответствии со статьёй 162 Жилищного кодекса РФ, либо по иному договору, заключённому с потребителями в установленном законом порядке.

    2) услуги по вывозу твёрдых бытовых отходов, которые в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, до 01 января 2019 года относились к услуге по содержанию общего имущества многоквартирного дома (01 января 2019 года такие услуги отнесены к коммунальным услугам по обращению с твёрдыми коммунальными отходами).

    3) услуги, связанные с предоставлением коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, которые российское законодательство периодически относит то к коммунальным услугам, то к услугам по содержанию общего имущества. В настоящее время, такие услуги отнесены к услугам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, предоставляемых управляющей организацией, в ином случае (например, при непосредственном управлении многоквартирным домом) данные услуги рассматриваются как коммунальные, однако в качестве базы распределения платы за такие услуги также используется доля площади жилого помещения потребителя в общей площади всех помещений в таком доме).

    4) коммунальные услуги по отоплению. Сюда же можно отнести коммунальные ресурсы, используемые для производства коммунальной услуги по отоплению.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено никаких льгот или освобождений для граждан при внесении платы за жилищно-коммунальные услуги. Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ все граждане без исключения обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

    В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона Вологодской области от 16.03.2015 г. № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родите-лей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, находящихся на территории Вологодской области, предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от платы за жилое помещение и освобождения от платы за отопление.

    В целях реализации статьи 28 Закона Вологодской области от 16.03.2015 г. № 3602-ОЗ постановлением Правительства Вологодской области от 29.02.2016 г. № 183 утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оплате жилого помещения и отопления, согласно которого организация социального обслуживания, в которой пребывают дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обращается с заявлением за предоставлением мер социальной поддержки в орган опеки и попе-чительства по месту нахождения жилого помещения воспитанника (п. 4 Порядка). Орган опеки и попечительства передает заявление, документы, необходимые для назначения мер социальной поддержки, в том числе полученные в результате межведомственных запросов, казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» (КУ ВО «Центр социальных выплат»). Решение о назначении мер социальной поддержки принимается КУ ВО «Центр социальных выплат» (п. 15 Порядка).

    Однако в соответствии с частью 2 статьи 28 Закона Вологодской области от 16.03.2015 г. № 3602-ОЗ указанные меры социальной поддержки предоставляются при условии, что в указанном жилом помещении не проживают иные граждане, а лица, перечисленные в части 1 статьи 28 указанного закона:

    проживают в интернатах общеобразовательных организаций, организациях социального обслуживания либо общежитиях профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования в период обучения в данных организациях;

    проходят военную службу по призыву;

    отбывают срок наказания в виде лишения свободы;

    проживают у опекунов (попечителей), в том числе в приемных семьях, а при достижении совершеннолетия продолжают проживать в той же семье, где ранее находились на воспитании, при условии обучения их в общеобразовательной организации или по очной форме в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, независимо от ее организационно-правовой формы, за исключением образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

  

Освобождены ли дети-сироты от уплаты налога на имущество физических лиц?

    Согласно статьей 400 Налогового кодекса РФ лица, обладающие правом собственности на недвижимое имущество, обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц. Объектом налогообложения является жилой дом, квартира, комната и иные объекты недвижимости, указанные в статье 401 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. При этом обязанность уплачивать налог не зависит от гражданства и возраста собственника имущества. Если собственником имущества является несовершеннолетний (до 18 лет) или малолетний (до 14 лет) ребёнок, то он также признаётся налогоплательщиком на общих основаниях (ст. ст. 400, 401 НК РФ).

    Налог на имущество исчисляется с момента возникновения права собственности на имущество, которое может возникнуть у несовершеннолетних, например,  в день открытия наследства после смерти одного из родителей таких несовершеннолетних.

Часть 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ предусматривает льготы при уплате налога на доходы физических лиц для отдельных категорий граждан. В числе льготных категорий детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время нет.

    При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 Налогового кодекса РФ (ст. 399 НК РФ), в том-числе и для детей-сирот.

    Так, например, Решением Совета г. Сокола Сокольского муниципального района 26.11.2015 г. № 106 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введён в действие на территории города Сокола налог на имущество физических лиц. Установлены ставки для исчисления такого налога. Однако действующая редакция (на 2019 год) данного нормативно правового акта также не предусматривает льгот при уплате налога на имущество физических лиц для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.