Волшебство на песке (2022 г.)
Формуляр социальной технологии по сохранению психологического здоровья детей «Волшебство на песке».
1. |
Бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». |
|||
2. |
Целевая группа Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, от 7 до 18 лет. |
|||
3. |
Содержание технологии. Цель: сохранение психологического здоровья детей посредством песочной терапии. Задачи: - Снижать психическое напряжение, тревожность и страхи; - Формировать самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала; - Снижать агрессивность и раздражительность; - Расширять жизненный опыт, опыт поведения и реагирования в различных жизненных ситуациях; - Формировать способность в отреагировании чувств, эмоций; - Развивать мелкую моторику; - Развивать творческие способности, воображение в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям.
|
|||
Песочная анимация, терапия – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации. Образы, созданные на песке, являются отражением бессознательного ребенка. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Они становятся, раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками. Метод песочной терапии занимает особое место в психологической практике в силу своей универсальности. Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство, рассказать, что его беспокоит, тревожит. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. Таким образом, ценность использования песочной терапии состоит в том, ребенок при работе с песком приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, освобождается от напряжения, этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, что не требует специальных навыков. Цикл занятий «Волшебство на песке». 1. «Добро пожаловать в Волшебную Песчаную страну». 2. «Волшебная страна». 3. «Мое настроение, мои чувства». 4. «Воробьиная семья». 5. «Трусливые черепашки». 6. «Печальный город». 7. «Город зеркал». 8. «Путешествие в сказку». 9. «Птица счастья». 10. «Дружба». 11. «Солнечный мальчик». 12. «Мое будущее».
|
Методы работы: рисование на песке, сказкотерапия, беседы.
Формы работы: индивидуальные занятия.
|
|||
4. |
Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения технологии. |
|||
1.Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 – федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 2.Федеральный закон от 24.04.2008 №48 – Федеральный закон «Об опеке и попечительстве. 3. Федеральный закон от 28.12.2013 №442 – Федеральный закон «об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». 4.Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г.№ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». 5.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы от 15 апреля 2014 г. № 295. 6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 7. Закон Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области». 8. СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». |
- положение о проектной деятельности; - папка с проектом; - мониторинг. |
|||
5. |
Кто организует работу по применению данной технологии: |
|||
Директор учреждения: координация работы попечительского совета по организации грантовой поддержки проектов; стимулирование детей и педагогов на участие в проектной деятельности. Заместитель директора по воспитательной работе: организация проектной деятельности работников и воспитанников: мониторинг реализации проектов, подведение итогов проектной деятельности за год. Педагог-психолог: мотивация воспитанников, руководство проектом, дозированная помощь воспитанникам в зависимости от опыта и уровня развития познавательных возможностей детей. |
Передача опыта использования данного проекта в рамках БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». |
|||
6. |
Место и условия применения технологии: |
|||
Данная технология может применяться в организациях социального обслуживания области. |
Необходимые ресурсы: 1.Высшее психологическое образование. 2.Специальная курсовая подготовка по теме «Метод Sand-Art». 3.Световой стол с песком. 4. Компьютер для обработки видеороликов. 5.Сборник психотерапевтических сказок.
|
|||
7. |
Результаты применения технологии: |
|||
- Улучшение эмоционального состояния, снижение психического напряжения, тревожности и страхов, агрессивности и раздражительности; - Улучшение коммуникативных умений и рефлексивных навыков; - Развитие способности в отреагировании чувств, эмоций; - Развитие произвольности поведения; - Улучшение мелкой моторики; - Активизация бессознательного. |
||||
8. |
Методы оценки результатов: |
|||
Диагностика эмоционально-волевой сферы, особенностей личности и поведения, особенностей познавательной сферы.
|