Цвета сайта
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Кернинг:
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Тип шрифта:
  • АБВ
  • АБВ
Изображения:
8 (81733) 4-11-23
История учреждения

История учреждения

   
   9 марта 1897 года (по старому стилю) в городе Кадникове Кадниковским благотворительным обществом в торжественной обстановке был открыт приют для детей-сирот.
   Приют размещался в четырёх помещениях-комнатах недавно отстроенного верхнего этажа здания, принадлежащего Кадниковскому благотворительному обществу. Цель приюта: «призрение и воспитание бедных детей (круглых сирот обоего пола) городского общества».
   Ко дню открытия приюта, в него было принято 4 мальчика и 2 девочки, в возрасте от 4 до 12 лет. Надзор за детьми был поручен двум «старушкам-богаделкам», из помещающейся в нижнем этаже того же здания городской богадельни, состоящей также в ведении благотворительного общества.
   Идея создания детского приюта в Кадникове всецело принадлежала городскому старосте, Председателю совета Кадниковского благотворительного общества Григорию Фёдоровичу Флягину [1].
   Приют и богадельня существовали на проценты с основного капитала учредителей общества, и с капитала, который образовывался от лотереи и пожертвований частных лиц [2].
 

01

     В тоже время с 28 июля 1787 года в Кадникове вёл свою работу Кадниковский сиротский суд, который ведал «опекунскими и сиротскими делами» не только городских сословий, но и личных дворян и разночинцев (лиц, не принадлежащих ни к одному из установленных сословий).

      Постановлением Вологодского губернского исполнительного комитета, опубликованного 5 июля (22 июня) 1918 года, деятельность сиротского суда в Кадникове была прекращена. Все дела и штат служащих перешли в ведение отдела социального обеспечения Исполнительного комитета Кадниковского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. На основании постановления СНК РСФСР от 31 октября 1918 года Кадниковский уездный отдел соцобеспечения влился на правах подотдела в уездный отдел труда [3].
      Все существующие приюты и сиротские дома советское правительство преобразовало в государственные, определив их в ведение Народного комиссариата социального обеспечения. В 1918 году они были переданы Наркомату просвещения.
     При этом с 1918 г. до 1926 г. усыновить ребёнка в России было невозможно. Согласно статьи 183 Кодекса о браке и семье РСФСР от 16.09.1918 г. :  «с момента вступления в силу настоящего закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление, произведенное после указанного в настоящей статье момента не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновляемых».
     Были упразднены почти все благотворительные организации, действовавшие в царской России, и на их месте образованы новые советские органы: Коллегия по охране материнства и младенчества, Фонд обеспечения детей красноармейцев и другие.
     Одновременно действовала (до 1921 года) созданная в 1918 году силами общественных деятелей, учителей и кооператоров Лига спасения детей, которая использовала для помещения детей учреждения здравоохранения, бывшие приюты, входившие в ведомство императрицы Марии, и создавала свои трудколонии.
     В 1918 году в Кадникове появился детский дом, который принял на время детей из Поволжья, пострадавших во время массового голода 1921 - 1922 годов.
     
   1 октября 1929 года на северо-западе РСФСР был образован Северный край с центром в городе Архангельске путём объединения Архангельской, Вологодской и Северо-Двинской губерний и автономной области Коми (Зырян).
     30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло известное постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». В качестве одной из репрессивных мер было предложено выселить семьи «кулаков» в необжитые и малообжитые местности, в том числе в Северный край [4].
     В реальности значительная доля выселенных никакими «кулаками» не являлась. 25-35% составляли середняки, бедняки и т .п. [5].
     До 1934 года отправленные в «кулацкую ссылку» крестьяне назывались спец­пере­селенцами, Несмотря на постоянные поступления крестьян в «кулацкую ссылку», численность спецпереселенцев (трудпоселенцев) была значительно ниже количества отправленных туда. Главными причинами этого являлись, прежде всего, колоссальная смертность выселенных крестьян во время транспортировки и в первые годы жизни на спецпоселении и их массовые побеги.
     Организация пунктов расселения проводилась в особо секретном режиме. Людей пере­возили в товарных вагонах.
     Почти 40% всех кулацких ссыльных были дети в возрасте до 16 лет [6].
В Вологде находился пересылочный пункт, где часть мужчин-спецпереселенцев высаживали из поезда, отделяли от семьи и этапом отправляли на лесозаготовительные работы.
     Таким образом, вся тяжесть положения легла на детей, женщин и стариков.
     В 1930 году в антисанитарных условиях в гор. Вологде и Прилуках пребывало около 20 тысяч человек. Была колоссальная скученность населения: на место в 1,5 м шириной, 1,25 вышиной и 2 м длиной размещалась семья в 4 —5 человек. Во многих бараках (в городе) было устроено до 5 ярусов [7].
     В докладной записке Наркомздрава [7] отмечалось, что особенно тяжелое положение было у маленьких детей. Среди детей были распространены заболевания: коклюш, корь, скарлатина. Много было рожениц. Они принимались в больницы, а другие их дети оставались без присмотра.
     Инспекторы Наркомздрава и НКВД в своих донесениях сообщали об угрозе развития эпидемий и предлагали срочно разгрузить города Вологду и Архангельск путём расселения спецпереселенцев в отдельных поселках или непосредственной отправки на постоянные места жительства с предварительной санобработкой и карантином; немедленно ликвидировать пункт при бывшем Пересыльном отделении исправтруддома в Вологде; вывести детей из подвальных помещений церквей Вологды и бывшего Прилуцкого монастыря под Вологдой [8].
     На 14 апреля 1930 года число нетрудоспособных спецпереселенцев временно размещённых в Северном крае составило: 108139 чел., из них в Вологде и в пригороде Вологды – 42102 чел., в Кадникове – 5331 чел.[9] При этом местное население Вологды составляло около 65 тыс. чел., а Кадникова — 2 тыс. чел.
     Только с 29 марта по 15 апреля 1930 года в Вологодском округе Северного края умерло 677 детей.
     Катастрофическая заболеваемость и массовая гибель людей (особенно детей младших возрастов), характерная для 1930 года продолжилась и в 1931 году.
     Начальник ГУЛАГа (Главного управления исправительно-трудовых лагерей) в своей справке констатирует, что смертность в Северном крае до 1 мая 1931 составила не менее 15% (умерло свыше 20 000 чел.) [10].
     Наряду с эпидемиями и смертностью, среди спецпереселенцев самой острой соци­аль­ной проблемой в спецпоселках ГУЛАГа была проблема соци­аль­ного обеспечения детей-сирот, инвалидов и нетрудоспособных стариков-одиночек.
     Вследствие репрессий, высокой смертности в первые годы пребывания в ссылке, мас­совых побегов спецпереселенцев из районов ссылки, сотни и тысячи детей остались без родителей, а беспомощные старики и инвалиды без родственников. В первые годы пребывания в регионах спецпоселений они были предоставлены сами себе и влачили нищенское существование, В конце 1931 года по пяти основным регионам спецпоселений было выявлено 3517 сирот и только 1425 детей, т.е. третья часть была устроена в детские дома [11].
     Так в Кадниковский детский дом поступают дети спецпереселенцев, высланных из Украи­ны.
     В 30-е годы в Кадникове создаётся детский городок с общим контингентом 350 детей.
     Создание детского городка было одной из форм организации работы с беспризорными детьми. Детский городок в Кадникове имел 4 здания, в которых отдельно проживали дети разных возрастов. В городке с детьми проводилась разнообразная учебно-воспитательная работа, активно внедрялись новые педагогические идеи, осуществлялась идейная подготовка детей. Большую роль в жизни детского городка играли занятия сельским хозяйством и производством различных товаров, поскольку городок частично обеспечивал себя сам. Детский городок имел собственное подсобное хозяйство и приусадебный участок общей площадью 3,5 га, на котором выращивались овощи и зерновые культуры. Кадниковские сироты в своих мастерских изготовляли гвозди, гаечные ключи, крючки, замки, молотки, скобы, ручки, вешалки, лопаты, ведра, ковши, подставки, кружки, поварешки, ложки дюралюминиевые, циркули, коньки, грабли, дверки к печкам, чернильницы, ремонтировали самовары [12].
     Организация деятельности детских городков того времени была основана на ряде реко­мендаций [13]:
1. Городок должен располагаться рядом с селами бедняков или среднего класса или с фабрикой и заводом.
2. Городок должен иметь собственную производственную базу в виде земельных участков и соответствующего инвентаря или в виде собственного завода, фабрики (в крайнем случае — мастерской).
3. Городок обязательно должен иметь сельскохозяйственный уклон.
4. Заведовать детским городком может член партии с организационно-хозяйственным опытом.
5. В городке должны находиться дети в возрасте от 4 до 15 лет.
6. Дома-коллективы в городке должны быть разделены на дома дошкольные (дети 4—7 лет), школьные (дети 8—12 лет) и подростков (13—15 лет).
7. Школьные занятия в городке ни в коем случае не проводятся в детских домах, а только в центральных школах.
8. Клубные занятия также концентрируются в центральных клубах Коммунистического союза молодежи или юных ленинцев.
9. Персонал домов-коллективов (кроме дошкольных домов) состоит из заведующих и помощников-воспитателей (главным образом из комсомольского состава).
10. Персонал школ и клубов комплектуется из лиц соответствующей квалификации.
11. В городке должны быть организованы учебные заведения профессионального образования для детей в возрасте от 15 лет (фабзавуч, школа крестьянской молодежи, профшкола и т.п.). В случае невозможности организации таковых наиболее способным детям необходимо предоставить возможность продолжать свое образование для повышения производственной квалификации.
     В детском городке устанавливалась строгая дисциплина и чёткий распорядок дня для выполнения разнообразных работ, обучения и отдыха.
     В 1934 году при обследовании детского городка в Кадникове количество детей состав­ляло 328 человек:
в школьном детском доме 76 человек;
в дошкольном детском доме 120 человек;
в лазарете-изоляторе 82 человека;
во вспомогательном детском доме 50 человек.
     Заведующим детским городком был Андрей Иннокентьевич Лаврушичев.
     31 марта 1935 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации дет­ской беспризорности и безнадзорности», в соответствии с которым все детские учреждения в стране были разделены на три основных типа: детские дома, специальные детские дома и трудовые колонии.  Детский городок в Кадникове был преобразован в Кадниковкий детский дом. Исполняющим обязанности заведующего учреждения был назначен Драницын П. С. В детском доме, в соответствии с возрастом, устанавливался трудовой режим, обеспечивающий привитие детям трудовых навыков и овладение определенной профессией. В сответствии с новым постановлением СНК СССР максимальный возраст для пребывания в детском учреждении составил – 14 лет.
     Приказом СевкрайОНО № 229 от 19 ноября 1936 года Кадниковский детский дом был разделён на школьный детский дом и дошкольный детский дом с контингентом воспитанников 100 человек.
    

     5 декабря 1936 года Северный край был ликвиди­рован, и приказом уже заведующего Северным областным отделом народного образования от 20 февраля 1937 г. № 67 заведующей Кадниковского дошкольного детского дома была назначена Клавдия Михайловна Гаврилина,  мать известного советского и российского композитора Валерия Александровича Гаврилина.

02

   В Вологодскую губернию Клавдия Михайловна впервые прибыла в 1921 году вместе с воспитанниками Старо-Майнского дошкольного детского дома Мелекесского уезда Самарской губернии (ныне Ульяновская область). Пыталась вернуться на родину, но из-за массового голода в Поволжье ей снова пришлось уехать. С 1923 года она трудилась воспитателем в Некрасовском детском доме. После ликвидации учреждения в 1929 году Гаврилину перевели в город Кадников на должность старшего воспитателя [14]. 
     17 января 1941 года приказом Вологодского отдела народного образования Клавдия Михай­ловна была освобождена от должности заведу­ющей Кадниковского дошкольного детского дома и назначена на должность руководителя дошкольного детского дома в селе Воздвиженье Кубено-Озёрского района (в наст. время  с/п Кубенское Вологодского района) [15] .
      Вновь образованному дошкольному детскому дому в Кадникове было передано 2-этажное здание по ул. Карла Маркса, д. 19, принадлежащее на тот момент Кадниковскому горсовету, а также постройки, принадлежащие реорганизованному детдому: сарай для хранения дров; погреб; баня, переделанная в прачечную; колодец; купленное помещение для новой бани в дер. Теньково.

40

    На 1 января 1937 года по данным книги учёта детей в Кадниковском дошкольном дет­ском доме пребывало 4 ребёнка: Варвара Б. и Борис Д., о родителях которых сведений никаких нет; «сын кулака» Яков К., чьи родители были насильственно вывезены из Украины и впоследствии умерли в Северном крае; колхозный сирота Александр Т.; и Василий М. — сын крестьянина Савватия Михайловича М., арестованного 13.03.1936 г. за контрреволюционную деятельность и приговорённого в административном (внесудебном) порядке Особым совещанием при НКВД СССР к трём годам лишения свободы с отбыванием в Воркутинском отделении исправительно-трудовых лагерей УхтПечлага.

     На 20 февраля 1937 года в учреждении пребывало 9 воспитанников реорганизован­ного учре­жде­ния. Это были в основном сироты, в том числе дети умерших спецпоселенцев из Украины и других регионов, а также дети, чьи родители лишены свободы и направлены в исправительно-трудовые лагеря.
     На конец 1937 года в Кадниковском дошкольном детском доме проживало уже 43 ребёнка, при этом сведения о матери или об отце были только у 13 чел.;  27 детей числились сиротами. У остальных (трёх) детей были ли живы родители или нет —  известно не было.
     
У 33 детей из 43 не было известно даже точной даты рождения, в том числе у детей-сирот спецпереселенцев. 
     Из этих 43 детей впоследствии: родителям переданы - 4 чел; переведено в Кадни­ков­ский школьный детский дом: 11 чел.
     Остальных детей распределили по учреждениям, находящимся за пределами города Кадникова:  
- в Междуреченский (Февральский) школьный детский дом (Февральское с/с Междуреченского района Вологодской области): 4 чел.;
- в Семеновский школьный детский дом (Биряковского района Вологодской области): 11 чел.;
- в Лежский школьный детский дом (с. Вознесенье Ведерковского с/с Лежского (Грязовецкого) района Вологодской области): 6 чел.;
- в Ершовский детский дом (д. Кувшиново Чучковского с/с Биряковского района Вологодской области): 7 чел. 
     На 1 января 1939 года в учреждении пребывало — 97 чел., на 1 января 1940 года  — 96 чел., на 1 января 1941 года  — 82 чел.
     При этом в учреждение поступило в 1938 году — 54 чел., в 1939 году — 36 чел., в 1940 году —  30 чел.
     В это время в области в 1940 году появился новый большой контингент спецпоселенцев под назва­нием «Польские осадники и беженцы», когда советские органы осуществили четыре массовые операции по высылке в отдаленные северные и восточные районы СССР жителей западных областей УССР и БССР, а также Литовской ССР. Польские граждане, депортированные в ходе каждой из этих операций, составили в учетах НКВД четыре отдельные категории:
1) спецпереселенцы-осадники (140-141 тыс. человек, высылка 10 февраля 1940 г.);
2) административно высланные «члены семей репрессированных» (61 тыс. человек, высылка 13 апреля 1940 г.);
3) спецпереселенцы-беженцы (78-79 тыс. человек, высылка 29 июня 1940 г.);
4) ссыльнопоселенцы (34-44 тыс. польских граждан, высылка в мае – июне 1941 г.) [16
     Депортированные польские граждане, размещенные в Вологодской области, относились лишь к двум из четырех вышеперечисленных категорий — к спецпереселенцам-осадникам и спецпереселенцам-беженцам [16].
     Осадники — это переселенцы из Польши, в основном бывшие военнослужащие поль­ской армии, отличившиеся в польско-советской войне 1920 года и получившие в 20-х -30-х годах землю в районах, заселенных украинцами и белорусами.
     Кроме «военных осадников» на восточных территориях довоенного польского государ­ства были еще и «гражданские осадники», выкупившие у государства заброшенные земельные участки на льготных условиях. К ним относились как колонисты, прибывшие из других районов Польши, так и некоторые местные крестьяне, увеличившие таким образом свои прежние владения. Операция по выселению осадников охватила также и «лесников» — работников «сторожевой охраны лесов» вместе с их семьями [16].
     Категория спецпереселенцев-беженцев охватывала жителей захваченной Германией в сентябре 1939 г. части Польши, бежавших на территорию западных областей Украины и Белоруссии после 1 сентября 1939 года.
     Впоследствии эти граждане Польши изъявили желание выехать из СССР на территорию, занятую немцами, но не были приняты германским правительством.
     Контингент спецпоселенцев «польские осадники и беженцы» был многонациональным по своему составу (поляки, евреи, украинцы, белорусы, немцы и др.) [4] Однако большинство осадников составляли поляки, значительную часть беженцев — евреи.
     11 января 1940 года УНКВД по Вологодской области был издан приказ № 13, согласно которому для размещения прибывших спецпереселенцев из западных областей Украины и Белоруссии на территории области организовывались спецпоселки и спецкомендатуры.
     К началу 1941 г. на спецпоселении в 17 районах Вологодской области находилось 13 139 чел. (осадников - 9270, беженцев - 3869), которые проживали в 34 спецпоселках и 1 инвалидном доме.  По состоянию на 1 апреля 1941 г. в области проживало 13357 бывших польских граждан.
     Расселить такое количество рабочих с семьями и снабдить их всем необходимым для жизни и работы предприятия Наркомлеса оказались не в состоянии.
     Спецпереселенцы работали в леспромхозах и мехлесопунктах, проживали в летних бараках с неисправными крышами, неутепленными полами и потолками, незастекленными окнами. Во многих помещениях отсутствовали печи и хозинвентарь. В бараках и общежитиях отсутствовали сушилки для одежды, что в осеннее и зимнее время приводило к массовым простудным заболеваниям.
     В некоторых спецпоселках семьи спецпереселенцев вынуждены были проживать в подсобных помещениях: столовых, кухнях, сараях, гаражах и т.п.
     Вследствие крайне неудовлетворительного продовольственного снабжения многие из спецпереселенцев голодали.
     В докладах о состоянии спецпоселков по Вологодской области за первый квартал 1941 г. говорилось: «Имеют место случаи смерти детей на почве недоедания... От плохого питания, как у взрослых, так и у детей отмечаются массовые заболевания куриной слепотой, а также цинготные заболевания»
     Вследствие хронического недоедания, отсутствия теплой одежды и обуви, антисани­тарии среди спецпереселенцев имели место случаи эпидемических заболеваний брюшным тифом (пос. Верхняя Толшма), скарлатиной (Биряковский и Тотемский районы), дизентерией (Леденгский район), корью (Вожегодский район).
     Печальным итогом такого положения дел являлась большая смертность среди спец­переселенцев. Только в 1 квартале 1941 г. в спецпоселках  Вологодской области умерло 195 чел. (148 осадников и 47 беженцев).
      Всего же за период с февраля 1940 г. по сентябрь 1941 г. в спецпоселках региона умерло 688 чел. (132 беженца и 556 осадников), то есть более 5% от общего числа находившихся на спецпоселении [16].
     Основными причинами смертности являлись: у взрослых - туберкулез, воспаление легких и сердечно-сосудистые заболевания; у детей  — корь, воспаление легких, недоедание, рахит и т.п.
     В большинстве районов прокатилась волна массового протеста спецпереселенцев против существующего режима, порядков и условий проживания в спецпоселках.
     В результате за отказ от работы и прогулы было осуждено 179 чел.  в 1940-1941 гг. было арестовано 130 спецпереселенцев. Из них за контрреволюционные преступления осуждено 52 чел.
     Пребывание депортированных жителей западных областей УССР и БССР на поселении в Вологодской области закончилось их освобождением на основании Указа ПВС СССР от 12 августа 1941 г. «О предоставлении амнистии польским гражданам, содержащимся в заключении на территории СССР»
     Процесс освобождения польских спецпереселенцев начался 28 августа 1941 года и закончился 20 октября 1941 года.
     Однако условия жизни многих польских граждан после амнистии 1941 года были более трагичны, чем во время пребывания на спецпоселении, так как после выхода из-под «опеки» органов НКВД они оказались практически предоставлены сами себе. Большинство многодетных семей голодали [16].
     11 июля 1944 г. СНК СССР принял Постановление «О частичном переселении бывших польских граждан», в соответствии с которым из северных и ряда южных районов страны надлежало переселить в Украинскую ССР 30 ООО чел., в том числе 2100 чел. из Вологодской области. Однако установленный план оказался невыполненным.
     Последняя возможность для возвращения в Польшу у бывших польских граждан (поляков и евреев по национальности) появилась после заключения соглашения между СССР и Временным правительством национального единства Польской Республики от 6 июля 1945 года.
     В соответствии с данным соглашением Правительство СССР предоставило лицам польской и еврейской национальностей, состоявшим в польском гражданстве к 17 сентября 1939 г. и проживающим на территории СССР, право на выход из гражданства СССР и разрешило им переселение на территорию Польши.
     В целях выполнения указанного соглашения была создана областная комиссия при переселенческом отделе Вологодского облисполкома, которая на своих заседаниях рассматривала поданные на переселение заявления и выносила по ним соответствующие решения. За период работы с 28 ноября 1945 г. по 17 июня 1946 г. было рассмотрено 371 заявление. В итоге 604 чел., включая 204 детей, получили разрешение и выехали в Польшу.
     Остальные бывшие польские граждане (украинцы, белорусы и пр.), оставшиеся в Вологодской области, смогли вернуться в БССР и УССР только к концу 1940-х гг., выехать в
Польшу в 1950-е годы смогли лишь единицы [16].

     Среди подопечных, пребывающих в Кадниковском дошкольном детском доме, был польский мальчик-сирота Валентин А. (4 года), сын польского осадника, который проживал в н.п. Заводный Лес Слонимского района Барановичской области (ныне Гродненская область р. Беларусь). Семья была депортирована 10.02.1940 года. 24 февраля она прибыла на спецпоселение в Вологодскую область, гор. Сокол. У Валентина были сёстры: Янина (18 лет), Анеля (15 лет), Ванда (11 лет), София (7 лет) и брат Вацлав (5 лет).  Почти все дети умерли в заключении в спецпоселении Митинский Харовского района. Янина умерла 29.01.1941 г., Ванда — 26.01.1941 г., София — 09.12.1940 г.  Отец детей Андрей Иванович А. умер на спецпоселении в Харовске 17.03.1941 г.  Анеля и Вацлав были освобождены 28.08.1941 года по Указу ПВС СССР «Об амнистии поль­ских граждан».  А Валентин 06.08.1941 года был направлен в Кадниковский дошкольный детский дом. В журнале учёта детей учреждения он был записан как «эвакуированный».
     Вместе с Валентином А в учреждение поступила гражданка Польши Антонина П. (5 лет), внучка лесника, украинка по национальности, проживающая ранее в Ровенской области, Морочновский р-н, Кухотская Воля. 25.02.1940 года прибыла на спецпоселение в Вологодскую область, Харовский район, с.п. Катромский в качестве члена семьи «польского осадника». В архивном деле № 20-17-845 у девочки фигурирует другая фамилия — «Гриценко».  Отец Антонины (пасынок лесника) также в архивном деле фигурирует под двумя фами­лиямии;  записан в одних документах как Семён Дмитрович, в других как Семен Дементьевич. Умер также находясь на спецпоселении Катромский Харовского района 16.05.1940 г., работал лесорубом.  Мать Антонины — Анна Кузьминична («невестка лесника») после депортации из Польши пребывала в том же спецпоселении, работала лесорубом. Умерла 27.12.1940 г.  04 августа 1941 г. Антонина П. была направлена в детский дом. В журнале учёта детей Кад­ни­ковского дошкольного детского дома Антонина записана как «эвакуированная».  22.08.1944 г. она переведена в Ершовский школьный детский дом. 

     Недолгое время (с 13.08.1941 г. по- 24.09.1941 г) в учреждении пребывал Юрий К. (4 года). Юра из учреждения выбыл к матери в гор. Сокол, где на спецпоселении пребывало несколько семей польских осадников, трудившихся там на торфоразработках, депортированных 16.02.1940 г. и освобождённых 31.08.1941 г. по Указу ПВС СССР «Об амнистии польских граждан».
     С высокой долей вероятности можно утверждать, что попавшие в детский дом мальчик Моисей Г. и девочка Сарра В. (указана национальность: «еврейка») — связаны также с одной из категорий спецпереселенцев из числа бывших польских граждан (беженцев). Моисей поступил в учреждение из Харовского спецдома. Сарра одна из немногих детей-сирот того времени, которых забрали из учреждения  родственники.
     К этой же категории детей, вероятно, стоит отнести Валентину А., урождённую г. Коростень Житомирской области УССР, которая после войны убыла к отцу на родину в 1947 году. 

     

     С 1941 по 1958 год — руководителем учреждения была Мария Ивановна Плисова.

03 02

     В этот период с 1941 по 1943 год Вологодской областью было принято 76630 детей. В районах области разместилось 31 эвакуированное детское учреждение. Дети были школьного, дошкольного и ясельного возраста. У многих матерей не было [17].
     Несмотря на постоянное движение и перераспределение детей из учреждения по другим детским домам области и района, число детей, пребывающих в Кадниковском дошкольном детском доме, уже к апрелю 1942 года превысило лимит, установленный для учреждения, и только к 1946 году снова стало составлять не более 100 чел.

     В Кадникове временно был размещён эвакуированный детский сад Ленин­градской фабрики «Скороход» - 180 человек, вместе с обслуживающим персоналом. (В годы блокады Ленинграда фаб­рика «Скороход» была перепрофилирована на военные нужды).

     26 августа 1941 г. Военный Совет Ленинградского фронта принял постановление за № 196сс, в соответствии с которым было принято решение о принудительной эвакуации из Ленинградской области 88700 финнов 6700 немцев в Сибирь и Казахстан. «Эвакуацию» предписывалось произвести в срок с 27 августа по 7 сентября 1941 г. В случае сопротивления «эвакуации» или отказа от выезда предписывалось выявлять и арестовывать зачинщиков. Но 8 сентября 1941 г. замкнулось блокадное кольцо и часть ингерманландских финнов около 30000 чел. оказалось внутри блокадного кольца, а большая часть — на оккупированной немецкими войсками территории [19].
     Вероятно, так в Кадниковском дошкольном детском доме среди других «эвакуиро­ванных» в августе 1941 года детей, оказался финский мальчик Виктор Г. (4 года), который прибыл вместе с девочкой Риммой Г. (7 лет). Оба были записаны под одной и той же фамилией.   Оба впоследствии были направлены в Лежский детский дом № 1, но в разное время.
     В январе — феврале 1942 года в блокадном Ленинграде прошли аресты среди финнов (ингерманландцев), работавших в Горном и Технологическом институтах, Ленинградском университете, подозреваемых в сговоре с финскими войсками, участвующими в военной блокаде Ленинграда [19].
   20 марта 1942 года выходит повторное постановление Военного Совета Ленинградского фронта за № 00714/а о принудительной эвакуации оставшегося внутри блокадного кольца финского и немецкого населения [20].
     Депортированных блокадников вместе с детьми увозили под охраной в Сибирь, в том числе и по знаменитой «дороге жизни». По данным НКВД, в 1942 году было депортировано около 28 тысяч ингерманландских финнов. Примерно треть из них погибла в пути следования [21] [22].
     По состоянию на 1 января 1949 года на территории Вологодской области было рас­селено 9520 спецпоселенцев из категории - «немцы» и 843 человека категории «оуновцы». Последние представляли собой т. н. «семьи главарей и активных бандитов из Литовской ССР» [4].
     Так контингент воспитанников дошкольного детского дома пополнился детьми, вывезе­нными из прибалтийских республик и блокадного Ленинграда.
     В 1943 году в Кадниковский дошкольный детский дом поступили два «финских» ребёнка-сироты: мальчик Армус П.  и девочка Эльза Л. Армус был отправлен в 1944 году в Ершовский детский дом, а Эльза — переведена в Кадниковский детский дом № 2.
     Всего с 1941 по 1945 год:
- в Кадниковской больнице умерло — 10 воспитанников учреждения;
- в кадниковские школьные детские дома направлено из учреждения: — 60 чел.;
- в Лежский детский дом: — 20 чел.;
- в Ершовский детский дом: — 15 чел.;
- в Февральский детский дом: — 10 чел.;
- в Лопотовский детский дом: — 4 чел.;
- в Архангельский детский дом: — 2 чел.;
- в Сямженский детский дом: — 1 чел.;
- родственникам и родителям передано — 36 детей.
     Из 10 умерших в Кадниковской больнице воспитанников только один отно­сился к кате­гории эвакуированных.
     С 1941 по 1945 год в журналах учёта воспитанников учреждения кроме «эвакуирован­ных» появилась новая категория детей, поступивших в детский дом за этот период, отец у которых мобилизован в ряды Красной армии, а мать либо умерла, либо находится в заключении.
     Ещё в годы войны в стране возникло новое патриотическое движение по организации шефской помощи детским учреждениям, инициированное местными и партийными органами. Это движение нашло широкий отклик советских граждан, поскольку положение детей, находящихся в детских домах, оставляло желать лучшего.
     С 1946 года при детском доме предусматривалась организация попечительского совета из представителей местных советов, партийных, профсоюзных и комсомольских органов и шефских организаций.
     1 сентября 1952 г. все дети детского дома были переведены на полное государственное обеспечение по утверждённым нормам [23].
     30 января 1954 г. выходит постановление Совмина СССР N 171 «О мероприятиях по улучшению работы детских домов», в соответствии с которым:
увеличиваются нормы питания воспитанников (на 75 граммов ржаного и 75 граммов пшеничного хлеба на одного ребенка в день);
в соответствии с утверждёнными нормами предоставляются воспитанникам обмундирование и мягкий инвентарь;
принимаются меры к укомплектованию учреждений медицинским персоналом.
     После 1956 года по инициативе Хрущёва Н. С. в стране была создана новая сеть образовательных учреждений — школ-интернатов, на которые руководство страны возлагало большие надежды. В школы-интернаты принимались дети исключительно по желанию своих родителей. Дети поступали на постоянное пребывание в такие учреждения, а родители встречались с ними в праздничное, каникулярное или внеурочное время.
     Однако для детских домов с сиротами в новой системе воспитания детей места не нашлось.
     Поэтому для детского дома по-прежнему существенную роль играла шефская помощь детям организациями города. 
     Своеобразную шефскую помощь сиротам Кадниковского дошкольного детдома оказы­вали даже школьники кадниковского интерната, расположенного через дорогу на той же улице в городе Кадникове.   003

  

     С 1958 по 1982 год — руководитель учреждения Ангелина Сергеевна Чистотина.

41

     Постепенно финансирование детских домов со стороны государства стало увеличиваться, условия содержания детей в учреждении стали улучшаться.
     В 1972 году детский дом переезжает в новое бла­го­устроенное кирпичное здание, нахо­дящееся по адресу: г. Кадников, ул. Карла Маркса, д. 11.
     В 1974 году были построены деревянные веранды, гараж, здание овощехранилища.
     С 1978 года все воспитанники детского дома объединяются в четыре возрастные группы. Вся деятельность детей дошкольного возраста организуется в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями: для пребывания детей на воздухе летом и зимой при детском доме благоустраивается земельный участок; летом все занятия с детьми проводятся преимущественно на свежем воздухе. Дети каждой возрастной группы привлекаются к посильному, соответствующему особенностям возраста труду по самообслуживанию, к работе в цветнике и на огороде, а также принимают участие в труде взрослых.
     При детском доме на участке организуются огороженные, озелененные и оборудованные зоны для игр, занятий и сна детей на воздухе установленных Госстроем СССР размеров.
     Директор детского дома осуществляет руководство всей деятельностью детского дома в соответствии с Типовым положением [24] и несёт ответственность за создание условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей, организацию питания, создание необходимых санитарно-бытовых условий для воспитанников.
 04   0100  

    001 002     

     2 августа 1982 года на должность директора Кадниковского дошкольного детского дома была назначена Галина Егоровна Некрасова..

05 03

     С 1 января 1984 г. Кадниковский дошкольный детский дом стал относиться к интернатным учреждениям системы народного образования [25].
     В детский дом принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети одиноких матерей в возрасте от 3 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — члены одной семьи (братья и сестры) стали устраиваться, как правило, в один детский дом [25].  
     В 1987 году были построены три гаража, кирпичные веранды.

06

     В 1990 году в учреждении построены и введены в эксплуатацию: собственная угольная котельная, баня, прачечная.

006

      В это время ухудшается экономическое положение страны. К 1989 году по мере нарастания продовольственного кризиса и неуклонного роста потребления алкоголя в СССР число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них всё больше и больше росло количество хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагали оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни и т.д.[26]
    Приказом Вологодского областного Совета народных депутатов от 18 июля 1988 года № 300 «О сети учреждений просвещения на 1988 — 1989 учебный год» Кадниковский дошкольный детский дом был реорганизован в Кадниковский дошкольный детский дом для умственно-отсталых детей.
    26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.
     Как было указано в постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.10.1990 г. [27] , в связи с переходом к рыночной экономике возникла реальная угроза резкого ухудшения социально-экономических условий функционирования системы народного образования. Потребовалась её социальная и правовая защита.
     Новое государство обеспечивало и гарантировало социально-экономическую и правовую деятельность учреждения, предоставляло материально-технические, финансовые и другие средства для его функционирования.
      Учреждение пользовалось правами юридического лица, могло иметь расчетный и иные счета в банках; была предоставлена возможность осуществлять международные связи в установленном порядке [28].
     В 1996 году были построены два многоквартирных дома для работников учреждения.
009

     Учреждение обладало самостоятельностью в выборе форм организации образовательно-воспитательного процесса, жизни и быта воспитанников в соответствии с их психо-физическими особенностями, требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Для детей были созданы условия, максимально приближенные к домашним, способствующие полноценной психологической реабилитации и социально-трудовой адаптации


   Дети находились на полном государственном обеспечении. 
     В учреждения принимались:
дети-сироты;
дети, отобранные у родителей по решению суда;
дети, родители которых были лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.
     По решению органов местного самоуправления могли временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), из многодетных и малообеспеченных семей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством).
     23 октября 1997 года приказом управления образования администрации Вологодской области № 692 учреждение было реорганизовано в Кадниковский детский дом № 4 (семейного типа) с контингентом воспитанников 50 человек.
     В учреждение впервые стали поступать дети школьного возраста. Они были организованы в социальные группы по семейному типу.
     Основными задачами учреждения стали:
создание благоприятных условий для детей, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;
охрана прав и интересов воспитанников.
     Для решения поставленных задач в образовательном учреждении предусматривается режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, учитывающий факт круглосуточного пребывания воспитанников в образовательном учреждении, трудовое воспитание, возможность воспитанников посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.
     Приказом Департамента образования администрации Вологодской области от 9 июня 1998 года № 417 учреждение было переименовано в государственное образовательное учреждение «Кадниковский детский дом № 4» (семейного типа).
     Приказом Департамента образования администрации Вологодской области от 15 декабря 1999 года № 1231 учреждение переименовано в государственное образовательное учреждение «Кадниковский детский дом № 4».
     25 мая 2006 года при содействии отдельных членов попечительского совета учреждению была передана в дар часть заброшенного жилого дома (доля в праве на жилой дом), находящегося по адресу: гор. Кадников, ул. Октябрьская, д. 18. В результате чего учреждение приобрело долю в праве пользования смежным земельным участком, который стал использоваться в качестве собственного огородного хозяйства.
      Приказом Департамента образования Вологодской области от 31 декабря 2009 года № 2025, учреждение переименовано в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кадниковский детский дом № 4».
     Приказом Департамента образования Вологодской области от 21 марта 2011 года № 284 учреждение было переименовано в бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский детский дом № 4».
     С этого момента изменилось правовое положение учреждения:
     Изменился механизм финансового обеспечения учреждения с расширенным объемом прав, перевод его с 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания.
     Предоставлено право бюджетному учреждению заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение учреждения.
     В то же время, была устранена субсидиарная ответственность государства по обязательствам самого учреждения [29].
     В 2013 году за добросовестный труд, значительный личный вклад в социально-экономическое развитие города Кадникова директор учреждения— Галина Егоровна Некрасова была поощрена в форме занесения на Доску почета города Кадникова

.

09


   

     6 мая 2014 года приказом Департамента образования Вологодской области на должность директора БОУ ВО "Кадниковский детский дом № 4" назначена Елена Александровна Кухарина.

07 02

     Новый Закон об образовании 2012 года, сменивший Закон от 10.07.1992 г. N 3266-I, не упоминает больше об учреждении для детей-сирот как об отдельном типе образовательных организаций [30]. В связи с этим 1 января 2015 года постановлением Правительства Вологодской области от 13.10.2014 г. № 887  функции и полномочия учредителя бюджетных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области были переданы Департаменту социальной защиты населения области. 
     Из образовательной организации учреждение преобразовано в организацию, оказы­вающую социальные услуги. И постановлением Правительства Вологодской области от 13 октября 2014 года № 887 учреждение было переименовано в бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 4».
    21 сентября 2016 года учреждение реорганизовано путём присоединения к нему бюд­жетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Кадниковский социальный приют для детей», функционирующего в городе с 27 июня 1994 года по адресу: г. Кадников, ул. Октябрьская, д. 39.
     Постановлением Правительства Вологодской области от 23 мая 2016 г. № 453 «О реорганизации бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N 4» определены основные цели деятельности реорганизованного учреждения: 
- создание благоприятных условий пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приближенных к семейным, способствующих их интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию;
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
     29 декабря 2018 года учреждение реорганизовано путём присоединения к нему бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 2», функционирующего в городе с 28 сентября 1994 года по адресу: г. Кадников, ул. Володарского, д. 2 «в». 
     Постановлением Правительства Вологодской области от 6 августа 2018 г. № 700 «О реорганизации бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 4» учреждение было переименовано в бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
    Основные цели деятельности учреждения после реорганизаци остались преж­ними. Предметом деятельности Кадниковского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, являются:
- содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- психолого-медико-педагогическая реабилитация детей;
- оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;
- подготовка граждан, выразивших желание принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства;
- содействие устройству детей на воспитание в семью.
     22 мая 2019 года в учреждении была открыта "Школа кандидатов в приёмные родители", осуществляющая деятельность по специальной подготовке граждан, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство) детей, создать приемную семью.
     В 2019 году здания Кадниковского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, были подключены к новому источнику теплоснабжения: — газовой блочно-модульной котельной (БМК 14.0) города Кадникова, что позволило исключить расходы на содержание собственной (угольной) котельной, и избавило учреждение от несвойственной ему функции отопления жилых помещений многоквартирного дома, ранее принадлежащего учреждению.
    




28 декабря 2020 года учреждению был присвоен статус пилотной площадки по проекту «Одни дома» (тренировочная квартира для детей-сирот). Цель проекта: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

                                                    
Юрисконсульт  
О. А. Оскирко

___________________________

Ссылки на используемые источники: 
1. Вологодские губернские ведомости от 21.03.1897 г., № 12.
2. Кадниковское благотворительное общество. Отчет Кадниковского благотворительного общества за 1897 год. - Вологда : Тип. Вологод. губ. правл., 1898.
3. Историческая справка КАУ ВО «Государственный архив Вологодской области» Фонд № Р-344.
4. Земсков, В.Н. Спецпереселенцы (по документации НКВД — МВД СССР) // Федеральный образовательный журнал. — 1990.
5. Письмо наркома внутренних дел РСФСР В.Н. Толмачева заместителю председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР Д.З. Лебедю о положении высланных крестьян в Северном крае от 16.04.1930 г. // История сталинского ГУЛАГа. Т.5. Спецпереселенцы в СССР — М.: РОССПЭН, 2004. стр. 103-107. Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга II. — М.: РОССПЭН, 2006. стр. 904-909.
6. Michael Kaznelson: Remembering the Soviet State: Kulak Children and Dekulakisation. Europe-Asia Studies, Vol. 59, No. 7 (Nov., 2007), S. 1164.
7. Акт обследования пунктов расселения кулацких элементов и их семейств в гор. Вологде и в селе Прилуках 19-го марта 1930 года. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-393. Оп. 43 а. Д. 1796. Л. 308. // Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга II. М. 2006.
8. Докладная записка инспекторов Наркомздрава и НКВД о расселении кулацких семей в Севкрае (20.03.1930 г.). Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т 65 1927—1939. Документы и материалы. В 5-ти тт. / Т. 2. Ноябрь 1929 — декабрь 1930 / Под ред. В.Данилова, Р.Маннинг, Л.Виолы. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.
9. Справка опергруппы ОГПУ о 'выгруженных и размещенных' спецпереселенцах в Архангельском, Вологодском и Няндомском округах Северного Края РСФСР на 14.04.1930 г. // Государственный архив Российской Федерации.Ф.Р-393.
10. Справке ГУЛАГ ОГПУ о медико-санитарном обслуживании спецпереселенцев от 29.07.1931 г. за подписью начальника ГУЛАГа ОГПУ М.Д.Бермана.
11. Шашков, В. Я. Раскулачивание в СССР и судьбы спецпереселенцев, 1930-1954 гг., — 1995.
12.Цветков С.Н. Дети и война / ВОАНПИ, Ф. 2522, оп. 3, д.579, л.74.
13. Лупаренко С. Е. Детские городки в системе работы с беспризорными детьми в СССР (1920 —1930 гг.).
14. Гармонии вопреки / «Премьер» № 32 (1133) от 13.08.2019 г.
15. Голос, рожденный под Вологдой: Повесть о композиторе Валерии Гаврилине / В. Белов //  Наш современник, 2004. - № 9. - С. 15 - 68.
16. Старостин С. И. Польские спецпереселенцы в Вологодской области (1940–1946 годы) / С. И. Старостин // Европейский Север в судьбе России. – Вологда, 2005.
17 Цветков С.Н. Дети и война / ВОАНПИ, Ф. 2522, оп. 3, д. 333, л. 1.
18. Цветков С.Н. Дети и война / ВОАНПИ, Ф. 2522, оп. 3, д.322. л. 11.
19. Кирьянен А. И., Лабудин А. В., Самодуров А. А. Ингерманландские финны: трудная история / Управленческое консультирование, № 5 (101), - 2017 г.
20. Постановление Военного совета Ленинградского фронта № 00714/a от 20 марта 1942 г. «Об обязательной эвакуации финского и немецкого населения из пригородных районов области и города Ленинграда».
21. Информационный центр финно-угорских народов. 20.03.2012 // 20 марта — годовщина депортации финнов-ингерманландцев из Ленинградской области.
22. Гильди Л. А. Судьба «социально опасного» народа. — СПб.: Деан, 2003.
23. Постановление Совета Министров СССР от 26.11.1951 г. N 4857 «О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы детских. Домов и усилению контроля за их учебно-воспитательной. И финансово-хозяйственной деятельностью».
24. "Типовое положение о детском доме" (утв. Приказом Минпроса СССР от 12.10.1978 N 144).
25. Постановление Совета Министров СССР от 5.01.1984 г. N 25 (СП СССР, 1984 г., N 5).
26. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. № 3.
27. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.10.1990 г. "О Временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР".
28. Постановление Правительства РСФСР от 23.02.1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР".
29. Федеральный закон от 8.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
30. Ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".